📎 "Голос детства". Клара Румянова.
/Цикл литературных очерков—4/
--------------------------------------------------------------------------------------------
Есть люди, которые нас всех, таких разных, объединяют. Мы можем восхвалять или клеймить Путина, воспитывать внуков или доказывать родителям своё право на личную жизнь, ездить на "Лексусе" или на метро, смотреть Елену Малышеву или читать Иэна Бенкса. Но, случайно услышав "Облака — белогривые лошадки...", люди улыбаются независимо от политических воззрений, знания иностранных языков, возраста и места жительства.
Потому что это — детство.
Главным голосом нашего детства была Клара Румянова.
Перечислить все озвученные ею мультфильмы почти невозможно — их около трёх сотен, отснятых ещё при Сталине до "Незнайки на Луне", который она озвучивала уже в 70-летнем возрасте.
Это она рассказывала, за каким перевалом самый волшебный цветок, интересовалась: "Расскажи, Снегурочка, где была?"; это она ликовала, что Карлсон вернулся, это она искала маму для мамонтёнка, это она произнесла самую знаменитую торжественную речь Советского Союза: "Мы строили, строили и, наконец, построили" и многое-многое другое.
У нас было множество великолепных артист-травести, достаточно вспомнить Людмилу Гнилову или Маргариту Корабельникову, но Румянова была одна.
Клара Румянова родилась в Ленинграде 8 декабря 1929 года в семье военного. Как вспоминала Клара Михайловна, по окончании школы она долго выбирала между театром и оперной сценой — у неё был очень красивый голос, редкое контральто — однако в итоге консерватории предпочла ВГИК.
В Москве у провинциалки украли все деньги, и четыре дня на прослушивания она ходила голодная. Закончилось это всё голодным обмороком, и главе приёмной комиссии Сергею Герасимову пришлось лично отпаивать свою будущую студентку горячим чаем с шоколадом. С первого же курса Клара Михайловна начала сниматься в кино. На озвучивании фильма Герасимова "Сельский врач", в котором она играла роженицу, произошёл забавный эпизод — принесённый младенец, пригревшийся под софитами, ни в какую не желал кричать. Тогда первокурсница Румянова предложила покричать за него, младенец радостно включился, однако именно фонограмма Румяновой и пошла в итоге в фильм.
"Наша Кларочка кричит органичнее", — резюмировал Герасимов. Как любила вспоминать актриса: "С тех самых пор по ВГИКу стала гулять легенда о том, что Румянова может орать любыми голосами".
Именно тогда, кстати, Румянова и обрела свой знаменитый голос. Да, именно так — как уже говорилось выше, в молодости у неё был совсем другой голос, контральто, очень низкий, практически мужской. Однако, выступая на концерте в Подмосковье с другими студентами ВГИКа, Румянова простудилась и чуть не умерла от крупозного воспаления лёгких. Она потеряла голос и по требованию врачей полгода не разговаривала — даже во ВГИКе общалась записками. Когда голос восстановился, выяснилось, что он стал совсем другим — высоким и "детским". С новым голосом Румянова и получила диплом драматической актрисы и пришла на работу в Театр-студию киноактёра.
Но работа в кино не заладилась. По слухам, ещё на заре карьеры у актрисы случился конфликт со всесильным директором "Мосфильма" Иваном Пырьевым, в чьём фильме "Испытание верности" она отказалась сниматься. После этого на экране Румянова появлялась большей частью в эпизодах, и самой значительной её работой так и осталась роль Веры Богодуховской в швейцеровской экранизации "Воскресения".
После "Двенадцати стульев" Леонида Гайдая, где она исполнила роль попадьи Востриковой, Клара Михайловна ушла из кино и занималась только мультфильмами. Очень много работала и в итоге сделала то, что так и не удалось повторить никому — стала настоящей звездой, работая только в мультипликации. Румянова была единственной советской актрисой, удостоенной почётного звания "Заслуженный артист РСФСР" исключительно за работу в мультипликации.
В новые времена, как признавалась актриса, в её жизни наступила чёрная полоса. Мультфильмов практически не снимали, в кино не приглашали, а из Театра киноактёра, где она проработала долгие годы, её, как и многих наших известнейших артистов (Клару Лучко, Зинаиду Кириенко, Леонида Куравлёва, Наталию Белохвостикову) не очень вежливо попросили. На актёрскую пенсию прожить было невозможно, поэтому, оставшись без работы, перебивалась случайными заработками.
И тут, неожиданно для многих, Румянова всерьёз увлеклась историей, много работала в архивах и в итоге написала цикл из 11 исторических пьес под общим названием "Имя мне — женщина": "Екатерина Дашкова", "Правда о Надежде Дуровой", "Графиня Евдокия Растопчина" и т. д. Но ни в один театр так их и не предложила — "не хотелось обивать пороги". Поэтому сегодня существует только радиопостановка, которую актриса вместе со старыми друзьями сделала на радио "Надежда".
В немногочисленных интервью Румянова грустно резюмировала: "Сегодня работы опять нет, спектакль поставлен, книга ждёт своего издателя, а я сижу и жду: может быть, нам театр, хотя бы самый маленький, организуют, может быть, мне на книгу денег дадут. Мультиков больше нет, да и тех, кто их озвучивал вместе со мной — Папанова, Раневской, Вицина, — тоже нет. Без них я осталась одна и живу только надеждой".
Вспомнили про Румянову лишь в последние годы жизни. В 2003 году о ней сняли документальный фильм на российском ТВ, к 75-летию актрисы планировался небольшой концертный тур по России, однако все планы перечеркнула болезнь — врачи обнаружили рак.
18 сентября 2004 года актриса почувствовала себя хуже, сиделка вызвала "скорую", но врачи так ничего и не смогли сделать, и вскоре информагентства сообщили о смерти Клары Румяновой.
18 сентября 2004 года стало меньше света, любви и детства.
© Из книги В. Нестерова "Жизнь примечательных людей" (2019)
#Библиотеки_Прошлого_архивы
#Библиотеки_Прошлого_ЖЗЛ